Базовые вещи можно найти в интернете, я же хочу поделиться действенными методами. С помощью мотивации мы даем сотруднику возможность удовлетворить свои потребности разного уровня.
Материальная мотивация
Это деньги в любом виде, или это заработная плата, или «плюшка» по cross продажам.
Основные рабочие критерии при построении материальной мотивации
- Конкурентная сумма, возможно немного выше рыночной. Тогда человек будет заинтересован «рвать и метать».
- Премия достижима минимум на 50%. Сделайте градацию, например, всего должны получать премию не менее 60% (цифра рассчитывается индивидуально) от всех сотрудников, для минимизации оттока и сохранения качества, премию должны получать 60% отдела. Это позволит минимизировать отток и сохранить качество. 10% — это ТОПы, которые получают максимальную премию. Среди ТОПов можно выделить лучшего, что приумножит ваш результат в 4 раза.
- Взаимосвязь с мотивацией руководства или прибылью компании. Это повысит доверие сотрудника и ответственность за результат.
Виды материальной мотивации
- Периодическая — когда вчера нужно продать 1000 позиций (думаю, все сталкивались с таким). Поэтому, быстро внедряем конкурс на достижение этого показателя. Запускаем тогда, когда есть точечная необходимость. Продолжительность не более 3 месяцев.
- Длительная — для поддержки сервиса, качества услуг, содержание персонала. В основном такая мотивация рассчитана на год. Отображается в разных формах и методах. Хочу отметить, что на данный момент в текущем цифровом мире эффективная форма — Геймификация.
Для выбора необходимо определить, что вы хотите достичь
- «Хочу удержать персонал» — тогда введите стажевые, ежеквартально выплачивайте Х сумму за работу в компании или разыгрывайте призы. Сделайте накопительную бонусную систему за выслугу (так, как в гос. структур) 🙂
- «Хочу увеличить средний чек» — установите% от суммы чека, будет начисляться сотруднику в копилку. Он на свое усмотрение раз в полгода сможет ими воспользоваться.
Важные нюансы
- Визуализация. Сотруднику нужно понимать и контролировать, сколько он зарабатывает. Здорово работает рейтинг, проявляется дух конкуренции.
- Конкретика. Расписать для каждого уровня, что можно получить и как заработать больше. Правильно установленные KPI значительно глубже. Вам нужны качественные и количественные показатели. Оптимальное количество — три.
- Достижимость. KPI, что НЕ зависят от работника — это перекладывание ответственности. Если человек не будет получать заявленный доход, ваша компания получит озлобленного работника, в силе испортить репутацию, качество услуг и атмосферу в коллективе. И наоборот, когда легко получить премию, все старания и креативность пропадает. Найдите баланс в показателях.
- Профилактика. Любая схема не вечна. НЕ бойтесь ее менять, часто это идет на пользу. Анализируйте минимум раз в полгода / квартал, зависит от специфики работы.
Нематериальная мотивация
Это усиление материальной с помощью похвалы, карьерного роста, признания, привилегий, полученных знаний и тому подобное. Например, по проделанной работе в срок предоставить сотруднику дополнительный выходной.
Главное в такой мотивации — азарт, чтобы мотивировать чем-то еще, нужно зацепить.
Для этого нужен крутой анонс и сопровождение, желательно от руководства. Такой посыл заряжает и добавляет весомости. Создайте таблицу с идеями и анализируйте: какая мотивация лучше работает, в какой период и на какой группе. Тогда вам будет проще сориентироваться, когда появится необходимость.
Вовлеченность руководства в процесс — важно
Чаще всего «возятся» только с новичками, о старичках забывают, думая, что они и так справляются. Мы все люди, которые требуют внимания и понимания. На какой бы должности не был сотрудник, с ним нужно говорить.
Возможно, ему необходимы новые знания, развитие, он не понимает, как применять то, что он умеет для достижения результата. И для таких сотрудников важен не только заработок, а похвала, личные достижения, повышение в будущем и тому подобное.
Мотивация без осознания и вовлеченности руководства — деньги на ветер. Это важно проводить в комплексе!
Мотивация на время испытательного срока
Тонкий и спорный пункт, при этом он должен присутствовать в схеме мотивации. Это своего рода рычаг, который держит в тонусе. Подумайте, как обозначить условия ИС, чтобы они не противоречили законодательству и правилам вашего предприятия.
Что скрывает за собой разбалансированная мотивация