Современные реалии ведения бизнеса диктуют особые методы управления компаниями, среди которых адаптация сотрудников удаленно играет немаловажную роль. Для дистанционных специалистов применяется иной не офисный набор HR-инструментов, так как координация работы данной категории персонала имеет свои психологические особенности.
Большинство работодателей ошибочно полагают, что адаптация удаленно — это процесс ознакомления новичков с условиями работы, коллегами, текущими задачами и проектами. На практике данный этап необходимо рассматривать более широко, чтобы в условиях удаленной работы каждый сотрудник осознавал ценность корпоративной культуры и собственного вклада в общий результат. От качества принятых в компании подходов, направленных на обеспечение грамотной коммуникации и эффективного взаимодействия с командой, зависят будущие темпы развития и достижения базовых целей.
Таким образом, адаптация сотрудников удаленно включает в себя не только одностороннюю оценку навыков кандидатов при приеме на работу или результативность, уже принятых в штат, но и методы, направленные на формирование позитивной обратной связи: создание комфортных условий для полноценного присоединения к команде при переходе на удаленный формат.
Неправильно построенный процесс адаптации удаленно — один из основных факторов снижения эффективности персонала, а также решающая причина ухода сотрудников в первые месяцы работы. Как следствие, компаниям приходится тратить дополнительное время на поиск и внедрение новых сотрудников, затрачивая по разным оценкам от 1 до 3 месяцев и от 1 до 4 окладов ушедшего сотрудника.
Работать с удаленной командой сложнее, чем с офисной, так как сотрудники чувствуют себя отстраненно, не принимая активного участия в корпоративной жизни компании. К тому же, проблематика дистанционной работы лежит на поверхности: сотрудникам сложно быстро вникнуть во все нюансы удаленной работы, вследствие чего они продолжительное время работают не в полную силу.
На примере таких крупных работодателей, как Google, Oracle и Microsoft, доказавших эффективность выбранной стратегии, адаптация персонала удаленно должна предлагать решение следующих аспектов:
- персональный подход и индивидуальную мотивацию;
- наставничество;
- контроль и четкую обратную связь.
Рассматривая адаптацию сотрудников удаленно сквозь призму работы колл-центра, и не только, следует учитывать:
- идеальный работник — это профессионал, способный работать самостоятельно, но при этом быть частью команды, находящийся на связи в рабочее время и спокойно принимающий контроль над выполнением своих обязанностей;
- большое количество адаптационных процедур затрудняет освоение сотрудниками функциональных обязанностей, мешает сосредоточиться на работе, вызывает беспокойство и неуверенность в себе, вплоть до стресса;
- персональное общение линейных руководителей с непосредственными подчиненными — определяющее значение успеха адаптации на “удаленке”;
- дистанционное общение необходимо внедрять наравне с удобными технологическими решениями с участием специалистов, которые могли бы поделиться полезными знаниями для выработки коллегами соответствующих нужных навыков.
В итоге, грамотно организованная система удаленной адаптации снижает финансовые и временные издержки компании, ускоряет процесс вхождения сотрудников в новый трудовой формат, увеличивает эффективность персонала в кратчайшие сроки, снижает количество ошибок в процессе выполнения функциональных обязанностей, а также сокращает уровень текучести кадров.
Интересный факт из свежего отчета компании Lenovo, предпосылкой для которого послужила намерение изучить последствия в процессе длительного нахождения в режиме удаленной работы: 77% работников в мире предполагают, что компании и в дальнейшем сохранят лояльность к удаленной работе персонала. Более того, 61% респондентов чувствуют себя более продуктивными, работая непосредственно в удаленном формате.
Если воспринимать адаптацию сотрудников удаленно, как ключевой момент управления компанией, инвестировать в развитие культуры дистанционной работы, сложностей с интеграцией таких сотрудников в жизнь компании не будет. От этого выиграют все, и в первую очередь сама компания — вы сможете нанимать не тех, кто живет неподалеку, а действительно лучших.